НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
HandTutorTM Расширенная реабилитация кисти после инсульта — Пилотное исследование
Эли Кармели1*, Сара Полег2, Гади Бартур3, Энбал Эльбо4 и Жан-Жак Ватин5
1Отделение физиотерапии, Медицинский факультет Саклера, Школа Здровья Стенли Стейера, Тель-Авивский Университет, РаматАвив, Израиль
2Отделение физиотерапии, Медицинский центр «Реут» (ReuthMedicalCenter), Тель-Авив, Израиль
3Амбулаторное и научно-исследовательское отделение, Медицинский центр «Реут» (ReuthMedicalCenter), Тель-Авив, Израиль
4Полег, Центр «Эльрод» (Elrodcenter), Нетания, Израиль
5 Медицинский центр «Реут» (ReuthMedicalCenter), Тель-Авив, Израиль
Аннотация
Вводная информация и назначение статьи. В настоящем исследовании оценивается потенциальная эффективность использования системы HandTutorTMв совокупности с традиционными методами реабилитации у населения в подострой стадии после инсульта. В исследовании проводится сравнение экспериментальной группы, проходящей традиционную терапию в сочетании с применением системы HandTutorTMи контрольной группы, проходящей только традиционную терапию.
Метод. Для оценки эффективности метода в реабилитационном центре «Реут» (Израиль) было проведено слепое, рандомизированное контролируемое исследование. Группа из 31-го пациента, перенесших инсульт в подострой стадии, были случайным образом распределены в экспериментальную или контрольную группы. Экспериментальная группа из 16 человек прошла программу реабилитации руки с использованием системы HandTutorTM в сочетании с традиционной терапией. Контрольная группа из 15 человек проходила только традиционную терапию. Курс лечения для обеих групп пациентов имел одинаковую продолжительность и регулярность. Результаты оценивались по трем показателям: 1) теста Брюнстрём-Фугла-Майера (Brunnström-Fugl-Meyer (FM) test; 2)теста Бокс-энд-блокс (BoxandBlocks (B&B) test); 3) улучшения параметров в соответствии с программным обеспечением HandTutorTM.
Результаты. После 15-ти последовательных сеансов лечения значительное улучшение наблюдалось в экспериментальной группе (95% доверительный интервал) по сравнению с контрольной группой: B&B p= 0,015; FM p= 0,041, HandTutorTM – точность моторной деятельности по оси Х и точность моторной деятельности по оси Yp= 0,0003.
Заключение. Результаты данного пилотного исследования подтвердили высокую эффективность использования системы HandTutorTM в сочетании с традиционными методами реабилитации и физиотерапии кисти после инсульта.
Copyright © 2010 JohnWiley&Sons, Ltd.
Методы
Участники
Участники исследования –пациенты стационара отделения реабилитации медицинского центра «Реут» (ReuthMedicalCenter), расположенного в г. Тель-Авив, Израиль.
Критерии отбора пациентов:
· возраст: 18-80 лет;
· начало исследования: 10 дней - 10 недель после инсульта;
· минимальные показатели теста на исследование психического состояния - 24балла;
· минимальный угол при разгибании и/или сгибании запястья или пальцев - 10°;
· возможность сгибать и разгибать лучезапястный сустав 5 раз непрерывно не уменьшая объем активных движений.
Возможность участия пациентов в исследовании была подтверждена наличием их положительных когнитивных, поведенческих и коммуникативных показателей. Продолжительность отбора пациентов составила 6 месяцев.
Критерии исключения содержали в себе наличие у пациентов апраксии или гемианопсии, а также медицинских условий, которые могли препятствовать пациенту выполнять требуемые задачи (последняя стадия болезни Паркинсона, рассеянный склероз, полное или частичное повреждение спинного мозга, ревматоидный артрит и др.).
Исследование было одобрено этическим комитетом медицинского центра «Реут», (г.Тель-Авив, Израиль) и всеми участниками, подписавшими форму информированного согласия.
План и процедуры исследования
Все участники экспериментальной и контрольной групп были оценены на всех 4-х стадиях исследования: начальная стадияT1, середина (после 10 дней) T2, конец исследования (после 12-ти дней и 15-ти последовательных сеансов)T3 и 10-ти дневное лечение после окончания исследования T4.Участники были распределены в экспериментальную и контрольную группы случайным образом.
Все пациенты были оценены в соответствии с тестом Бокс-энд-блокс (BoxandBlocks (B&B) test) и тестом Брюнстрём-Фугла-Майера (Brunnström-Fugl-Meyer (FM) test). Кроме того, была записана информация порезультатам игр, пройденных на приборе HandTutorTM.
Клиническая оценка производилась независимым инспектором, который не знал о распределении на группы и не был вовлечен в процесс лечения. Демографические данные и информация о клинических проявлениях инсульта были записаны помощником физиотерапевта.
Обе группы пациентов продолжали прохождение реабилитационной программы лечения, включая трудотерапию и физиотерапию травмированной руки. Традиционная терапия включала в себя пассивные и активные упражнения, сфокусированные на диапазоне движения, силе и продолжительной разработке запястья и пальцев. Кроме того, пациенты учились крутить, поворачивать, толкать и прилеплять предметы, используя «функциональную доску». Ассистент физиотерапевта выделялна лечение экспериментальной группы с использованием системы Hand TutorTM на 20-30 минут больше.
Во избежание необъективности по отношению к контрольной группе, ей также добавили 20-30 минут дополнительного традиционного лечения.Традиционное лечение включало в себя функциональную активность и упражнения, которые способствуют движению и укреплению кисти. Данные упражнения включали активные, активно-пассивные и пассивные движения рук.
Программное обеспечение системы HandTutorTMобеспечивает расширенную обратную связь для движения пальцев и запястий. Врач может настроить упражнение так, чтобы пациент выполнял активные упражнения на сгибание и разгибание запястья и/или пальцев.Упражнения могут быть подстроены специально под потребности пациента. Упражнение может быть направлено как на разработку одного, так и всех пальцев. В данном исследовании было выбрано упражнение «Track». Задача этого упражнения состояла в том, чтобы передвигать мяч вдоль дорожки, которая движется горизонтально на экране (Рис.3). Движения мяча вдоль дорожки контролировалось сгибанием и разгибанием пальца/пальцев или запястья. Врач устанавливает задачу таким образом, что в упражнении принимает участие только выбранный палец/пальцы. Программное обеспечение HandTutorTMтакже позволяет врачу установить необходимый диапазон движения для пациента. Максимальный диапазон представляет собой полноформатное вертикальное перемещение мяча на экране. В системе HandTutorTM используется линейное измерение диапазона движений. Данный вид измерения имеет отношение к пальцам как к мультисуставнойсистеме, в отличие от измерения угла каждого отдельного сустава.
Лечение с выполнением упражнений в системе HandTutorTM состояло из 6-ти последовательных одноминутных сессий, чередующихся между остановкой (А) и движением (В), создавая последовательность A1,B1,A2,B2,A3,B3. Во время тестирования исследователь помогал пациенту запоминать, когда необходимо остановиться, а когда начать движения. На экране также показывались задачи «остановиться» или «начать движение».
Каждая тренировочная сессия с использованием HandTutorTM длилась 20-30 минут. Частота тренировок – 5 сессий в неделю.
Анализ и средства измерения
Тест Брюнстрём-Фугла-Майера (Brunnström-Fugl-Meyer (FM) test), с помощью которого проводится анализ восстановления верхних конечностей, был использован для оценки восстановления двигательных функций с учетом степени поражения. Шкала оказалась надежной, точной и достоверной.
Результаты
Для данного исследования из 134 человек или мед.заключений было выбрано 34 подходящих пациента. Из 18-ти участников экспериментальной группы было исключено 2 человека. Из контрольной группы также был исключен один пациент, отказавшийся продолжать лечение.Таким образом, осталось 16 участников экспериментальной группы и 15 участников контрольной группы.
Как показано в Таблице 1, пациенты обеих групп соответствовали друг другу в социально-демографическом отношении и клинических показателях, доказывая эффективность чередующейся рандомизации. Взаимозависимости между парализованной стороной и доминантной рукой пациента найдено не было. Также было отмечено, что при измерении в начальной стадии обе группы были статически эквивалентны в зависимых переменных (Таблица 2).